Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 531
(МАДОУ детский сад № 531)
Адрес: 620018, город Екатеринбург, ул. Кузнецова,12, тел. 307-35-00
сайт: http://531.tvoysadik.ru/, эл. адрес: madoy531@mail.ru
Принята
Педагогическим советом
Протокол № 1
«28» августа 2024г.
Утверждена
Заведующий
МАДОУ детский сад № 531
_____________ О.Н. Ошкина
Приказ № 43 п.9 от «28» августа 2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«САМОДЕЛКИН»
для детей 4-7 лет
срок реализации: 1 год
Екатеринбург, 2024 г.
1
Оглавление
1.Пояснительная записка……………………………………………………….3
1.1. Направленность …………………………………………………….………..3
1.2.Актуальность………………………………………………………………….4
1.3.Новизна………………………………………………………………………...4
1.4. Педагогическая целесообразность…………………………………………..4
1.5.Цель, задачи дополнительной общеразвивающей программы…………….4
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы…………………...5
1.7. Объем и сроки реализации программы…………………………………......5
1.8.Принципы программы………………………………………………………...5
1.9. Формы и режим проведения занятий……………………………………….5
1.10.Ожидаемые результаты и способы определения результативности…….6
1.11.Форма подведения итогов реализации программы……………………….6
2. Учебно-тематический план………………………………………………….7
3.Тематическое планирование…………………………………………………8
4. Методическое обеспечение программы…………………………………..17
5. Список используемой литературы………………………………………...19
2
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность: художественная. ДООП «Самоделкин» по
художественно-эстетическому развитию.
Настоящая программа является дополнением в решении важнейших
развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана
развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать
различные приёмы и техники, но и побудить творческую деятельность,
направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении
работы.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в
этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя,
с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный
окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт
разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные
возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее
близких и доступных видов работы для детей дошкольного возраста является
прикладное творчество, создающее условия для вовлечения ребёнка в
собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое,
необычное.
Художественное прикладное творчество способствует развитию
сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию
координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В
процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных
навыков и умений. Прикладное творчество оказывает большое влияние на
умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом,
или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства,
качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими
образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться
наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как
показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только
оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но
и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических
функций у дошкольников.
1.2. Актуальность: Благоприятный эмоциональный настрой детей во время
занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы,
очень важны для общего развития дошкольников. Постепенно у детей
формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение
доводить начатое дело до конца.
1.3. Новизной программы является развитие у детей творческого и
исследовательского характера, некоторых физических закономерностей,
3
познание свойств различных материалов, овладение разнообразными
способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление
созидательного отношения к окружающему миру.
1.4. Педагогическая целесообразность: В процессе обучения дети знакомятся
с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и
искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными
приемами их применения.
1.5. Цель: Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Совершенствование художественных способностей ребёнка в различных видах
изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного
творчества взрослых и детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии,
смелости в изложении собственных замыслов;
Задачи:
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии
детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать
глазомер.
Обучающие:
привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
расширять представления о декоративном искусстве;
передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные
средства выразительности;
совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах,
соблюдать взаимосвязи между объектами построения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к различным видам искусства;
Формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и
экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.6. Возрастная категория детей – 4-7лет.
1.7 Срок реализации программы – 1 год.
4
1.8. Принципы программы:
- Принцип творчества, развитие фантазии, образного мышления,
уверенности в своих силах;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и
доступность обучения;
-Принцип индивидуально-личностного подхода: учёта индивидуальных
возможностей и способностей каждого ребёнка;
- Принцип учёта возрастных психологических особенностей детей при
отборе содержания и методов воспитания и развития;
- Принцип системности, последовательности;
- Принцип наглядности, выражающийся в том, что у детей более развита
наглядно-образная память, поэтому мышление упирается на восприятие и
представление;
1.9. Форма и режим проведения занятий:
Форма проведения занятий – групповая. Занятия художественным
творчеством требует от детей большой концентрации внимания, терпения,
зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и
практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности
выполнения данной программы группы должны состоять из 10-15 человек.
Режим занятий – 2 раз в неделю по 20-30 мин. – 64 часа в год. Структура
занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия
проводятся при постоянной смене деятельности.
Технология реализации программы:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа
выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной
композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
1.10. Ожидаемые результаты и способу определения результативности:
В результате обучения дети:
познакомятся с различными материалами и их свойствами;
освоят навыки работы с ножницами и клеем;
научатся некоторым приемам преобразования материалов;
научатся видеть необычное в обычном предмете;
разовьют мелкую моторику рук;
освоят умение анализировать поделку;
у детей:
5
сформируется положительное отношение к труду;
разовьются конструктивные, познавательные, творческие и
художественные способности;
подготовится рука к письму.
Содержательный контроль и оценка результатов предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми. В рамках накопительной
системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий
можно использовать следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении
заданий и упражнений: чем помощь воспитателя
меньше, тем выше
самостоятельность у воспитанников и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты занятий.
1.11. Форма подведения итогов реализации программы:
участие воспитанников во всероссийских, региональных, городских и
проводимых в учреждении мероприятиях и конкурсах;
Организация выставок поделок в детском саду
отчет педагога на Педагогическом совете.
6
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Раздел
Количество
п/п
Часы
часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
Правила техники безопасности.
1
1
0
2
6
0
6
3
Поделки из природного материала
(с использованием семян и круп)
Поделки из ткани и ниток
8
0
8
4
Поделки из бумажных рулонов
8
0
8
5
Поделки из ваты
8
0
8
6
Поделки из бумажных тарелок
8
0
8
7
Папье-маше
8
0
8
8
Объёмные фигуры из бумаги
8
0
8
9
Знакомство с пластилинографией
9
0
9
64
1
63
Всего
7
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Вводное
занятие.
«Цыплёнок»
(поделка из
природного
материала)
3 занятие
«Грибок»
(поделка из
природного
материала)
«Свитер»
4 занятие
Октябрь
Поделки из семечек и круп
2 занятие
1 занятие
№
(поделка из
природного
материала)
Задачи
Учить правилам
безопасной работы с
клеем, стекой
Воспитывать интерес
к различным видам
искусства
Учить сооружать не
сложные поделки.
Учить пользоваться
разными материалами.
Формировать
самостоятельность,
развивать чувство
уверенности в своих
силах. Воспитывать
самостоятельность.
Учить детей работать
с крупами и клеем.
Планировать ход
выполнения работы.
Учить располагать
изображение на всем
листе. Развивать
мелкую моторику.
Воспитывать интерес
к занятию.
Продолжать учить
детей работать с
крупой и клеем.
Планировать ход
выполнения работы.
Учить располагать
изображение на всем
листе. Развивать
мелкую моторику.
Воспитывать интерес
к занятию.
8
Оборудование
Образцы готовых работ,
поделки из бросового
материала.
бумага, трафарет птички,
пшено, вата, клей ПВА,
кисть.
картон, трафарет, клей,
кисть, крупа.
картон, трафарет, клей,
кисть, крупы.
1 занятие
2 занятие
3 занятие
1 занятие
Декабрь
Поделки из
бумажных рулонов
4 занятие
Ноябрь
Поделки из ткани и ниток
«Овечки»
(поделка из
ниток)
«Аленький
цветочек»
(поделка из
ниток)
«Ёж»
(поделка из
ниток)
«Ёлочка».
(поделка из
ниток)
«Снеговик»
(поделка из
бумажных
рулонов)
-Познакомить детей с
созданием поделок из
ниток
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
-Продолжать
знакомить детей с
созданием поделок из
ткани и ниток
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
- Упражнять в умении
аккуратно
приклеивать нитки
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
-Продолжать учить
намазывать клеем
небольшой участок
рисунка и приклеивать
нитки, соблюдая
расстояние.
-Закреплять умение
аккуратно работать с
клеем.
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
9
-силуэты овечек из картона
-клей
-кисти
-клеенки
-нитки
-цветной картон
-силуэт вазы из ткани
-клей
-кисти
-клеенки
-салфетки
-нитки (5-7см длиной)
-картон с изображением
контура ежа
-цветная бумага
-клей
-кисти
-клеенки
-салфетки
-нитки (чёрного цв, 2-3 см
длиной)
-картон с изображением
контура ёлочки
-клей
-кисти
-клеенки
-салфетки
-нитки (зелёного цв, 4-5 см
длиной)
- рулон от туалетной бумаги
-цветная бумага
-клей
-кисти
-клеенки
-салфетки
-фломастер
2 занятие
3 занятие
4 занятие
1 занятие
Декабрь
Поделки из бумажных рулонов
Январь
Поделки из
ваты
«Сова»
(поделка из
бумажных
рулонов)
«Автомобиль»
(поделка из
бумажных
рулонов)
«Мельница»
(поделка из
бумажных
рулонов)
«Зайчик»
(поделка из
ваты)
индивидуальности и
фантазии
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
Учить изображать на
бумаге по
силуэту зайчика из
ваты,
дополняя пейзаж
деталями из цветной
бумаги.
10
- рулон от туалетной бумаги
-цветная бумага
-клей
-кисти
-клеенки
-салфетки
-фломастер
- рулон от туалетной бумаги
-гуашь
-кисти
-клеенки
-салфетки
-коктейльная палочка
-крышки от бутылок
- рулон от туалетной бумаги
-цветной картон
-кисти
-клеенки
-салфетки
-гуашь
-проволока
- силуэт зайчика на картоне
- вата
- клей ПВА
- кисточка для клея
- кусочки цветной бумаги
2 занятие
«Барашек»
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
- уточнить и обобщить
знания детей о зиме;
Учить конструировать
пейзажную
композицию,
дополнять начатую
работу новыми
элементами.
(Коллективная
работа).
- силуэт барашка на картоне
- вата
- клей ПВА
- кисточка для клея
- кусочки цветной бумаги
«Рамка для
фото»
(поделка из
бумажных
тарелок)
- Упражнять детей в
изготовлении
композиций из
бумажных тарелок
- Развивать интерес к
декорированию
«Сова»
(поделка из
бумажных
тарелок)
- Упражнять детей в
изготовлении
композиций из
бумажных тарелок
- Развивать интерес к
декорированию
- бумажные тарелки
-гуашь
-разноцветные листы бумаги
-вырезки из книг и
журналов
- клей
-пуговицы
- бумажные тарелки
-гуашь
-разноцветные листы бумаги
-пуговицы
- клей
(поделка из
ваты)
1 занятие
2 занятие
Февраль
Поделки из бумажных тарелок
4 занятие
3 занятие
«Весёлый
снеговик»
(поделка из
ваты)
Картина
«Зимний лес»
(поделка из
ваты)
11
- силуэт снеговика на
картоне
- вата
- клей ПВА
- кисточка для клея
- кусочки цветной бумаги
- фон на ватмане «Зимний
лес»
- вата
- клей ПВА
- кисточка для клея
- кусочки цветной бумаги
3 занятие
4 занятие
1 занятие
Март
Папье-маше
«Рыбка»
(поделка из
бумажных
тарелок)
«Сумочка»
(поделка из
бумажных
тарелок)
«Знакомство
детей с
техникой
папье-маше»
3 занятие
2 занятие
«Колобок»
( папье-маше)
«Гусеничка»
( папье-маше)
- Упражнять детей в
изготовлении
композиций из
бумажных тарелок
- Развивать интерес к
декорированию
- Упражнять детей в
изготовлении
композиций из
бумажных тарелок
- Развивать интерес к
декорированию
-Познакомить детей с
техникой папье-маше
- Развивать
познавательный
интерес
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
-Познакомить детей с
техникой папье-маше
- Развивать
познавательный
интерес
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
-Познакомить детей с
техникой папье-маше
- Развивать
познавательный
интерес
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
12
- бумажные тарелки
-гуашь
-разноцветные листы бумаги
-пуговицы, глазки
- клей
- бумажные тарелки
-гуашь
-разноцветные листы бумаги
-вырезки из книг и
журналов
- клей
-пуговицы
-нитки
-тесьма
- газета
-клейстер
- бумажная масса
-гуашь
-бусины
- бумажная масса
-гуашь
-нитка
2 занятие
3 занятие
Апрель
Объемная аппликация
1 занятие
4 занятие
«Бусы»
( папье-маше)
Открытка к
Пасхе
«Пасхальное
яйцо с
цыплятами»
(объёмная
поделка из
бумаги)
«Воздушный
шар»
(объёмная
поделка из
бумаги)
«Бабочки»
(объёмная
поделка из
бумаги)
-Познакомить детей с
техникой папье-маше
- Развивать
познавательный
интерес
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
13
- бумажная масса
-гуашь
-нитка
- зубочистки
-белый картон
-цветная бумага зеленого и
голубого цветов
-обрезки обоев
-заготовки цыплят
-клей
- печатные надписи к Пасхе
- цветная бумага трех цветов
-нитка
-белая бумага
-голубая бумага
-клей
- трафареты
- цветная бумага
-белая бумага
-клей
- трафареты
-кисти
-клеенки
-салфетки
4 занятие
1 занятие
2 занятие
Май
Знакомство с пластилинографией
«Ваза с
цветами»
(объёмная
поделка из
бумаги)
- Продолжать
знакомить детей с
нетрадиционными
техниками
- Развивать мелкую
моторику рук
- Способствовать
проявлению
индивидуальности и
фантазии
Знакомство с
- Научить выполнять
пластилиногра работу в технике
фией
пластилинографии;
«Ягодкаразвивать
малинка»
воображение,
аккуратность,
усидчивость и мелкую
моторику, вызвать
желание творить.
«Рыбки в
- Учить создавать
аквариуме»
выразительный и
(пластилиногр интересный сюжет,
афия)
используя
нетрадиционную
технику исполнения
работы - рисование
пластилином.
- Совершенствовать
технические и
изобразительные
навыки, умения.
14
-белая бумага
-голубая бумага
-цветы из бумаги
-кисти
-клеенки
-салфетки
- Лист бумаги или картона с
нарисованным контуром
ягоды малины;
- цветной пластилин;
- салфетка для рук.
- картон синего или
голубого цвета;
- набор пластилина;
- стека;
- салфетка для рук.
3 занятие
«Яблоня в
цвету»
(пластилиногр
афия)
4 занятие
«Бабочка»
(пластилиногр
афия)
- Развивать у детей
эстетическое
восприятие природы и
учить передавать
посредством
пластилинографии
изображение
фруктового дерева;
- учить детей
отщипывать
небольшие кусочки
пластилина и
скатывать маленькие
шарики круговыми
движениями пальцев;
- закрепить умение
расплющивать шарики
на всей поверхности
силуэта (кроны
дерева).
- Учить планировать
ход выполнения
работы.
- Развивать
композиционные
умения, восприятия
цвета.
- Формировать
самостоятельность,
чувство уверенности в
своих силах.
- Плотный картон с
силуэтом дерева, размер А4;
- Пластилин красного,
желтого или зеленого
цветов;
- Салфетка для рук.
- Лист бумаги или картона с
нарисованным контуром
бабочки;
- цветной пластилин;
- бусины, блёстки для
украшения поделки.
- салфетка для рук.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации Программы используются следующие материалы:
Учебно-тематический план;
Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
Картотека заданий;
Методическая литература для педагогов по организации кружковой
деятельности.
Набор образцов по технике аппликации, поделок из бросового материала
15
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, рассказа,
изложения нового материала, закрепления изученного и повторения
пройденного.
2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность,
воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению
задания, поиску нестандартных творческих решений.
3. Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся
справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих.
Способствует взаимопониманию между детьми, созданию дружественной
обстановки.
4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и
инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению,
аккуратности, целеустремленности.
5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации
способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового
материала.
6. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для
определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы,
обмена опытом.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
Цветная бумага, картон, вата, бросовый материал (бумажные рулоны,
бумажные тарелки, кусочки ткани, ниток); природный материал (семена),
крупы.
Ножницы.
Клей ПВА, кисти для клея, салфетки, клеёнки.
Рамки для оформления работ.
Карандаш.
Пластилин, доски для лепки, стеки.
16
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Работать начинай только с разрешения педагога.
2. Применяй инструменты только по их назначению.
3. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
4. Пользуясь инструментом, держи его так, как показал педагог.
5. Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном
для этого месте.
6. Не держи ножницы концами вверх. Не оставляй их в раскрытом виде.
7. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
8. Рабочее место держи в чистоте.
9. Бережно относиться к имуществу.
17
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Бахметьев, Т. Кизяков «Очумелые ручки». -М.: «Просвещение», 2005. – 178 с.
2. Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд – во «Акцидент», 2001. –
85 с.
3. Т.М.Геронимус «Работаем с удовольствием»
4. С.И.Гудилина «Чудеса своими руками». – Спб.: «Просвещение», 2009. – 155 с.
5. М.А.Гусакова «Аппликация в детском саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. –
128
6. М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками».
7. С.О.Докучаева, Е.В.Вольнова «Капитошка дает уроки».
8. Н.Докучаева «Сказки из даров природы».
9. Н.М.Конышева «Наш рукотворный мир».
10. Н.М.Конышева «Умелые руки».
11. Н.М.Конышева «Секреты мастеров»
12. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры».
13. «Самоделки из бумаги» 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила).
14. В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б.Бенц «Самоделки».
15. Т.А.Чернуха «Твоя маленькая мастерская».
18