Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО)
Данный раздел создан в целях приведения Основной общеобразовательной программы и разработки Адаптированной основной общеобразовательной программы МАДОУ детского сада № 531 в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (в соответствие с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (ФАОП))
Федеральная образовательная программа
09.01.2023
Вебинар "ФОП ДО: изучаем, обсуждаем, размышляем"
вебинар "Федеральная образовательная программа ДО"
Вебинар "Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики"
Памятка о внедрении ФОП ДО
Федеральная
программа позволит объединить обучение и
воспитание в единый процесс на
основе традиций и современных практик дошкольного образования,
подкрепленных внушительным объемом культурных
ценностей.
Федеральная образовательная
программа (далее – ФОП) позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного
уровня образования (п.2):
— обучение и воспитание
ребенка дошкольного
возраста как
гражданина Российской Федерации, формирование основ
его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту
содержании доступными средствами;
— создание единого ядра
содержания дошкольного образования (далее — ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа,
воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой Родины;
— создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в
общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку
и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места проживания.
ФГОС
ДО и ФОП являются основой для самостоятельной разработки
и утверждения дошкольной образовательной организацией образовательных программ дошкольного
образования (далее — Программа), обязательная часть которых должна соответствовать
ФОП и оформляется в виде ссылки на нее.
ФОП определяет объем обязательной части этих Программ в
соответствии с ФГОС ДО — не менее 60% от общего
объема программы.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, — не более 40%
и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных
условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная
деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива и ДОО в целом.
Содержание
и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих
содержания и планируемых результатов ФОП
(п.4).
ФОП включает в себя учебно-методическую
документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и
распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной
работы и иные компоненты (п.5).
ФОП включает три раздела —
целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы ее
формирования; планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ФОП; подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов (п.7).
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации ФОП, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе (п.8).
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и
кадровых условий реализации ФОП; организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее — РППС) в ДОО; материально-техническое
обеспечение Программы, представлены примерный режим и распорядок дня в
дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы (п.9).
Вся программа ориентирована на
«разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» —
так обозначено в пояснительной записке.