531 презентация образовательной деятельности для родителей
01.09.2020
Принципы ООП ДО полностью отражают все основные принципы ФГОС ДО. В ООП ДО описаны способы реализации всех принципов в образовательной деятельности ДОО.
Текст краткой презентации ООП ДО, полный текст ООП ДО доступен в помещении группы, а также на сайте ДОО для информирования родителей и доступен для ознакомления в помещении группы ДОО.
Родители воспитанников группы ДОО информированы о реализуемой ООП ДО и могут принимать участие в ее реализации.
В реализации ООП ДО предусмотрена реализация принципов ФГОС ДО:1. Поддержка
разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим
многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни
человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых,
этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений,
мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в
условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией,
разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры,
народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании,
культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия,
способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и
конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и
уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их
выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает
разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование
разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает
образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной
ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных
особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение
уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что
этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная
социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения
с другими людьми, приобщение к традициям
семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми
и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной
деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой
тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство
каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности
ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению,
потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является
неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в
организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие
и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает
активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и
взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести
свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в
планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип
содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми
участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность
высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее,
принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими
возможностями.
6. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация
с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций,
их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной
программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в
семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников.
Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в
содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое
взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и
другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование
детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных
программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Программа предполагает, что устанавливаюются партнерские отношения не только с
семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут
способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению
детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ
дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать
проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а
также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-
педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного
консультирования и др.).
8. Индивидуализация
дошкольного образования предполагает такое построение образовательной
деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого
ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей
его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При
этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное
наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и
поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку
возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на
инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная
адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской
деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую
деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое
развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые
должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть
мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка,
учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее
вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное
содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его
актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения
им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего
развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как
явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота
содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-
коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и
физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая
образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме
изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами
Программы существуют многообразные взаимосвязи: 13 познавательное развитие
тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое
– с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в
одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация
образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и
дошкольного возраста.
12. Инвариантность
ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых
Организация должна разработать свою основную образовательную программу и
которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире
разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией
право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ,
учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических,
климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников,
их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей),
интересов и предпочтений педагогов и т.п.