НАРУШЕНИЯ РЕЧИ,- КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ
04.11.2019
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ,-
КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии
речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,
они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи,
бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют
возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства.
Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии,
задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ
И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Если ребенок родился здоровым, задержка
его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во
время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом,
невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого,
при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых
связей между словом и предметом.
Прежде чем заговорить, малыш должен
натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет,
дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном
вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те,
которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче
сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми
овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные
аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка,
дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая
патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у
впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать
заикание) и др.
Ребенок, родившийся глухим или
потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не
научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи)
не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем
слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие.
Такие занятия нужно начинать с трех-четырех летнего возраста.
Развитие речи и мышления находится в
тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина,
вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически
рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит
переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что
младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не
только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых
функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук,
речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба)
генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши - в правом
полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него
возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться
движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции.
Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым
перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в
котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и
артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового
восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому
нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой
рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в
движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно,
что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое
действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо
сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать
внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой
причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше
необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими
руками.