пальчиковая гимнастика
14.03.2019
ЛАДОНЬ-КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:
То - ладонь, а то - кулак.
Руки положить на стол:
•1.
ладони прижать к столу;
•2.
одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»)
•3. разжать
пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»).
Для усложнения - увеличить темп
движения.
КРЮЧОЧКИ
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом,
как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и
другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
ЧЕРЕПАШКА
- Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней
Подушечками пальцев и нижней частью
ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с
упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным
способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
БРАТЦЫ
•1. Пошли два
братца
•2. Вместе
прогуляться,
•3. А за ними
еще два братца.
•4. Ну а
старший - не гулял,
•5. Очень
громко их позвал.
•6. Он за
стол их посадил,
•7. Вкусной
кашей накормил.
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы
соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и
безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и
«кормить» их кашей.
ГУСЬ
Гусь сердитый зло гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
Поставить руку локтем на стол. Вес
пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать
друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается
«гусь» с открытым «клювом».
ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР
Кот играет на баяне,
Зайка наш - на барабане.
Ну а мишка - на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
Имитировать игру
на разных музыкальных инструментах.
СЧИТАЛКА
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
Большой и указательный пальцы соединить
в «клюв», остальные - в кулачок.
КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
Ладонь руки - вверх, сложить пальцы
«лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.
КУРОЧКА ПЬЕТ ВОДУ
•1. Наша
курочка гуляла,
•2. Травку
свежую щипала.
•3. И пила водицу
•4. Прямо из
корытца.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы
сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх,
имитируя водопой курочки.
ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ
•1. Красят
домик маляры
•2. Для
любимой детворы.
•3. Если
только я смогу,
•4. То им
тоже помогу.
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих
кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ
•1. Улетела
птица-мать
•2. Малышам
жучков искать.
•3. Ждут
малютки-птицы
•4. Мамины
гостинцы.
Все пальцы правой руки обхватить левой
ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает
впечатление живых птенцов в гнезде.
ПТИЧКИ
•1. Птички
прилетали,
•2. Крыльями
махали.
•3. Сели.
Посидели.
•4. И дальше
полетели.
Пальцами обеих рук производить движения
вверх-вниз.
БАБОЧКА
•1. Бабочка-коробочка,
•2. Улетай
под облачко.
•3. Там твои
детки
•4. На
березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной
стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».)
Ладони прямые и напряжены. Пальцы не
сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
ЦВЕТОК
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок - пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть.
Ладошки немного округлые. Получается «бутон».
Нижние части ладоней прижать друг к
другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается
большой, раскрытый «цветок».
ДЕРЕВЬЯ
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(С. Погореловский)
Поднять обе руки ладонями к себе, широко
расставить пальцы.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
•1. -
Пальчик-мальчик, Где ты был?
•2. - С этим
братцем - В лес ходил.
•3. С этим
братцем -
•4. Щи варил.
•5. С этим
братцем -
•6. Кашу ел.
•7. С этим
братцем -
•8. Песни
пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)
МИЗИНЧИК
•1. Маленький
Мизинчик
•2. Плачет,
плачет, плачет.
•3. Безымянный
не поймет:
•4. Что все
это значит?
•5. Средний
пальчик очень важный,
•6. Не желает
слушать.
•7. Указательный
спросил: -
•8. Может,
хочешь кушать?
•9. А Большой
бежит за рисом,
•10. Тащит рису ложку,
•11. Говорит: -Не надо плакать,
•12. На, поешь
немножко!( Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать
пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем
касаться друг друга.)
ШАРИК
•1. Надувайся,
шарик, больше!
•2. Лучше щечки
раздувай!
•3. Поиграй
ты с нами дольше:
•4. Катись,
прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками
образовать маленький, а затем - большой «шарик». Когда воздух «выходит»,
принять ладонями исходное положение.)
ДОМИК
•1. Дом мы
строим
•2. Выше,
выше!
•3. Есть
окошки в нем
•4. И крыша.
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук,
соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии.
Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти
прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
ФЛАЖОК
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
Четыре прямых пальца правой руки (кроме
большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть
ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
СТУЛЬЧИК
«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх.
Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка
прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.
ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО
•1. Прыгнул
заинька с крылечка
•2. И в траве
нашел колечко.
•3. А колечко
непростое -
•4. Блестит,
словно золотое.
Упражнение основано на переходе из
одной позиции в другую:
•a) пальцы
- в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
•b)
большой и указательный пальцы соединить в
кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
КОЛЬЦО
•1. Выйду на
крылечко,
•2. Вынесу
колечко.
•3. Я его
вместо игрушки
•4. Подарить
хочу Валюшке.
Большой и указательный пальцы соединить
в кольцо, остальные развести в стороны.
УЛИТКА
У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть
указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит
«усиками».
ЗАЙЧИК
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и
средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
КОЗА РОГАТАЯ
•1. Идет коза
рогатая
•2. За малыми
ребятами. -
•3. Кто кашку
не ест,
•4. Молоко не
пьет,
•5. Забодаю,
забодаю!..
Пальцы рук поджать, только указательный
и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..»
«козу» «напускать» на ребенка.
ДОЖДИК
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Подушечки правой (левой) руки
прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на
пианино).
ВЕРТОЛЕТ
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Пальцы обеих рук (кроме указательных и
больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед
и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами
выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
Четыре пальца правой руки (кроме
большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые
движения.
ОСА
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
Вытянуть указательный палец правой руки
и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.
КОМАРИК
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок. Указательный палец
выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка).
Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).
ЖУК
•1. Я веселый
Майский жук.
•2. Знаю все
•3. Сады
вокруг,
•4. Над
лужайками
•5. Кружу,
•6. А зовут
меня
•7. Жу-жу...
Сжать кулачок. Указательный палец и
мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».
КОГОТКИ
•1. У
кошкиной дочки
•2. На лапках
коготочки.
•3. Ты их
прятать не спеши,
•4. Пусть
посмотрят малыши!
Поджать подушечки пальцев правой руки к
верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить
громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В
заключение провести занятие двумя руками.
ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугавшись щелчка,
Разбежались кто куда.
МЫ СЧИТАЕМ
•1. Можно
пальчики считать:
•2. Раз-два-три-четыре-пять.
•3. На другой
руке - опять:
•4. Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой
(затем левой) руки, начиная с большого.
РАЗМИНКА
Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы
сразу двух рук.
Можно использовать резиновые
игрушки.
ПОГЛАДИМ КОТЕНКА
- Киса, кисонька, кисуля!
- Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой!
- И погладила рукой.
Одной, затем другой рукой сделать
расслабляющие упражнения для пальцев
МОЯ СЕМЬЯ
•1. Вот
дедушка,
•2. Вот
бабушка,
•3. Вот
папочка,
•4. Вот
мамочка,
•5. Вот
деточка моя,
•6. А вот и
вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке,
начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь
кулачок.
НАШ МАЛЫШ
•1. Этот
пальчик - дедушка,
•2. Этот
пальчик - бабушка,
•3. Этот
пальчик - папочка,
•4. Этот
пальчик - мамочка,
•5. Этот
пальчик - наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по
очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
КАЧЕЛИ
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
Упражнение выполнять вначале правой,
затем левой рукой, а далее - двумя руками.
От запястья кисти рук с прямыми
сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко
опускать вниз.
КИСТОЧКА
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и
движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот.
Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.
ВЕЕР
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер -
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить
руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
БЕЛКА
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
Поочередно разгибать все пальцы, начиная
с большого.
ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ
•1. Этот
пальчик хочет спать,
•2. Этот
пальчик - прыг в кровать,
•3. Этот
пальчик прикорнул,
•4. Этот
пальчик уж заснул.
•5. Встали
пальчики - «Ура!»
•6. В детский
сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке,
начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить».
Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в
стороны.
НА РАБОТУ
•1. Большой
палец встал один.
•2. Указательный
- за ним.
•3. Средний
будит безымянный.
•4. Тот
поднял мизинчик малый.
•5. Встали
братцы все - «Ура!»
•6. На работу
им пора.
C жать пальцы в кулачок. Поочередно
разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко
расставить пальцы в стороны.
ЗА РАБОТУ
•1. Ну-ка,
братцы, за работу.
•2. Покажи
свою охоту.
•3. Большаку
дрова рубить,
•4. Печи все
тебе топить,
•5. А тебе
воду носить,
•6. А тебе
обед варить,
•7. А тебе
посуду мыть.
•8. А потом
всем песни петь,
•9. Песни
петь да плясать,
•10. Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с
большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.
ПАЛЬЧИКИ
Раз-два-три-четыре-пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять -
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная
с мизинца, затем сгибать их в том же порядке