Логопедическая работа в младшей группе
25.01.2019
Дети с проблемами в здоровье входят в группу риска по общему
недоразвитию речи. Для коррекционно-пропедевтической работы и стимуляции
дальнейшего речевого развития детей младшей группы используется методика
формирования начального детского лексикона.
Занятия проводятся индивидуально и малыми подгруппами (2-3
ребенка), что позволяет широко использовать подражательные формы поведения
детей в этом возрасте.
Работа по развитию речи
детей 3-х лет предполагает воздействие на формирующуюся речевую функцию в ее
сензитивном периоде.
Нужно учитывать, что ранние этапы усвоения детьми родного языка
имеют значительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разном
темпе накопления малышами первых слов, во времени появления первых фраз и
перехода к развернутой самостоятельной речи.
Именно в процессе коррекционных занятий подтверждаются
предварительные педагогические заключения о характере речевого нарушения у
ребенка младшего дошкольного возраста, проводится отграничение темповых
задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления
системного нарушения всех сторон речи.
Воспитание звуковой культуры речи
Работа по воспитанию
звуковой культуры речи детей четвертого года жизни включает развитие
артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия,
речевого слуха, а также различных средств интонационной выразительности.
Работу над правильным произношением гласных звуков, их
дифференциацией необходимо проводить для формирования четкой артикуляции звуков
родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь
взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произношение
простых согласных звуков готовит органы артикуляционного аппарата к
произношению более сложных. Формируется умение дифференцировать звуки, родственные
по месту образования, а затем - твердые и мягкие.
Широко используются звукоподражательные слова.
Дикция отрабатывается с помощью специального речевого материала:
шутки-чистоговорки, потешки, поговорки, содержащие определенную группу звуков.
Пристальное внимание необходимо уделять воспитанию
интонационного чутья, темпа речи, силы голоса, так как в этих умениях заложены
наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. От оформления
высказывания зависит его эмоциональность и выразительность, поэтому нужно
научить детей отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого
предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании.
Формирование произносительной стороны речи осуществляется на
каждом занятии в сочетании с другими речевыми задачами.
Словарная работа
Большое внимание уделяется накоплению и обогащению активного
словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни.
Становление лексической системы языка происходит постепенно.
Детям необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и
действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по
существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов,
выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с
движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека.
От называния видимых и ярких признаков нужно переходить к
перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике. При
назывании действий: объекта (предмета) или действий с ним дети учатся видеть
начало, середину и конец действия.
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий,
развивается умение сравнивать предметы, соотносить целое и его части.
Дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей
речи в едином тематическом пространстве.
Дети знакомятся также с многозначными словами.
В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести
ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием,
т.е. на качественное развитие словаря.
Формирование грамматического строя речи
В работе с детьми младшего дошкольного возраста большой удельный
вес занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и
активный поиск ребенком правильной формы слова. Обучение изменению слов по
падежам, согласованию существительных в роде и числе проводится в специальных
играх и упражнениях.
Использование пространственных предлогов подводит ребенка к
употреблению падежных форм.
Особое место занимает
работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять
форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа,
спрягать глагол по лицам и числам, образовывать видовые пары глаголов.
Дети обучаются способам словообразования с помощью разных суффиксов.
Широко используются глаголы для обучения детей разным способам словообразования
с помощью приставок.
Детей знакомят также со способами образования глаголов на
материале звукоподражаний.
Различные способы
образования глаголов закрепляются в играх. Такие игры можно проводить на улице,
спрашивать о временах года, о знакомом ребенку окружении.
В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать
умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование
игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение, начатое взрослым. Дети
строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу, используя
разные средства связи.
Работу над грамматической формой слова и предложения надо
рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.
Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в
роде, числе и падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные
предложения. В работе над синтаксисом на первый план выступает обучение
построению разных типов предложений и элементарному умению соединять их в
связное высказывание.
Развитие связной речи
Взаимосвязь всех сторон речи (воспитания звуковой культуры,
формирования грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой
развития связной речи. Развитие связной речи проводится на занятиях по
пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине и об игрушке, где
в комплексе решаются все речевые задачи, однако основной является обучение
рассказыванию. Дети учатся пересказывать литературное произведение, обучаясь
умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по
вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу,
а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.
При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на
вопросы по содержанию картины, внимание обращается на персонажей картины и их
действия, а затем дети составляют короткий рассказ сначала вместе со взрослым,
а затем самостоятельно.
Необходимо формировать у
детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и
повествовательного типа).
При рассматривании игрушек или предметов дети отвечают на
вопросы, описывающие свойства, качества, действия и назначение хорошо знакомых
игрушек или предметов и в результате подходят к составлению рассказов об
игрушке. При описании предмет сначала называют, затем раскрывают его качества,
свойства, назначение, цвет, форму, далее переходят к особенностям, характерным
признакам, а также его действиям. Широко используется совместное рассказывание.
Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рассказы
повествовательного типа. У них надо развивать умение видеть структуру рассказа
(начало, середину, конец), активизировать глагольную лексику в определенной
конкретной ситуации, так как глагол является основным средством развития
сюжета. Следует обращать внимание на интонационную законченность предложения.
Необходимо давать детям разнообразные схемы повествования.
Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений,
а затем увеличивать их число. При составлении таких рассказов дети должны
почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложений, что
важно при формировании умения построить текст даже из трех предложений.
В совместном рассказывании функцию планирования берет на себя
взрослый. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным
содержанием. Можно включать в повествование диалоги действующих лиц. Здесь очень
важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения.
После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и
действия персонажей и предлагает ребенку еще раз рассказать, но уже
самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию детей лучше всего подводить в
игре-драматизации по сюжету знакомых сказок, подсказывая
определенную последовательность повествования или описания. При этом можно
включить в текст повествования элементы описания, подсказать необходимые средства
связи между фразами, а также интонацию.
Очень важно учитывать разный речевой уровень детей. Поэтому
особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также
игровые формы обучения на занятиях и особенно вне занятий. Цель индивидуальной
работы — развитие речевых способностей каждого ребенка. Работа проводится в
обстановке естественного общения участников игры. Детям с высоким уровнем
речевого развития можно предложить короткие, но довольно сложные по содержанию
схемы.
В индивидуальном общении легче обучать рассказыванию из личного
опыта: о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об
интересных событиях в жизни ребенка и его близких. Индивидуальную работу лучше
проводить в утренние и вечерние часы. Фонетические и грамматические упражнения
могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в
контексте выбранной темы. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и
игрушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая
интересный сюжет, активно вовлекая в совместное рассказывание и
игру-драматизацию.
К концу пребывания в младшей
группе дети могут:
-
по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого
рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось,
-
с интересом рассматривать сюжетные картинки,
-
отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся
ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые
нераспространенные предложения и предложения с однородными членами,
-
с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра,
драматизировать отрывки из знакомых сказок.