Логопедическая работа в средней группе
15.08.2019
Логопедическая работа в
средней группе
Для развития речи детей особое
значение имеет усвоение ими родного языка. Развитие речи осуществляется во всех
видах деятельности ребенка и является необходимой частью
коррекционно-воспитательной работы.
Основной целью логопедической работы в
средней группе является ранняя коррекция нарушений речи у детей с проблемами в
развитии. Задачи, которые стоят перед логопедом: обогащать, уточнять и
активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, помогать
детям активно участвовать в беседе на заданные темы, составлять рассказы об
игрушке, по сюжетной картине.
Учитывая проявления речевого дефекта,
логопед проводит индивидуальные коррекционные занятия. Логопедические
индивидуальные занятия являются комплексными и включают в себя развитие общей,
мелкой, артикуляционной моторики, формирование общих речевых навыков и психической
базы речи; формирование сенсорных эталонов. Продолжительность занятия не должна
превышать 7-10 минут.
Педагог должен иметь достаточное
количество иллюстраций и других наглядных материалов для максимального
обеспечения потребностей ребенка с речевым нарушением. Речь педагога должна
служить примером - быть образной, выразительной и эмоционально-окрашенной.
Формирование словаря
На логопедических индивидуальных
занятиях углублять знания детей о ближайшем окружении, расширять представления
о предметах и явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного, пополнять и
активизировать словарь детей. Активизировать употребление в речи названий
предметов, их частей и деталей, а также материалов, из которых они изготовлены.
Употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы,
наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие
профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей
определять и называть местонахождения предмета, время суток, характеризовать состояние
и настроение людей. Употреблять слова-антонимы, существительные с обобщающим
значением.
Формирование звуковой культуры речи
Работа по воспитанию звуковой культуры
речи включает в себя формирование правильного произношения звуков, развитие
фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться
умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей
среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное
произношение звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков (С,Сь,3,Зь,Щ,Ч,Ль).
Формирование грамматического строя речи
В средней группе расширяется круг
грамматических явлений, продолжается обучение образованию форм родительного
падежа единственного и множественного числа существительных; правильному
согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
развивается ориентировка на окончание слов, отрабатывается
уменьшительно-ласкательная форма существительных. Дети учатся правильно употреблять
предлоги пространственного назначения (НА, ИЗ, В, ПОД).
Формирование связной речи
Учить детей связно, последовательно
рассказывать небольшие сказки, рассказы с помощью воспитателя, выразительно
читать стихи в лицах, драматизировать сказки, использовать пословицы и
поговорки. Учить связно и живо рассказывать о событиях и фактах из своего
личного опыта. Составлять по картинке небольшие рассказы из личного опыта, по
сюжетной картине, описательные рассказы. Занятия по развитию связной речи
органически сочетаются с лексическими и грамматическими упражнениями.
Требования на конец года:
- значительно
увеличить словарь, в частности за счет слов, обозначающих предметы и явления,
не имевшие места в собственном опыте ребенка;
- активно
употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические
характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать,
употреблять слова-антонимы, образовывать новые слова по аналогии со знакомыми
словами;
- выделять первый звук в слове;
- осмысливать причинно-следственные
отношения, употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- подробно рассказывать о содержании
сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки;
- активно сопровождать речью свою деятельность.