Логопедическая работа в старшей группе
08.10.2019
Логопедическая работа в старшей группе
Нарушения речи у детей своеобразны по
выраженности, симптоматике и структуре. Они определяют неподготовленность детей
к обучению в школе.
Коррекционная
работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и
активизацию двигательной сферы ребенка.
Основными принципами коррекционного обучения являются:
-
учет общих, специфических и
индивидуальных особенностей развития детей с нарушением речи;
-
комплексный подход к диагностике и
коррекционной помощи детям с нарушением речи;
-
дифференцированный подход к детям в
зависимости от состояния их речи.
Основными задачами коррекционного
обучения являются:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических
средств языка;
2. Формирование правильного произношения (воспитание
артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического
восприятия);
3. Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового
анализа и синтеза;
4. Развитие навыков связной речи.
Эффективность коррекционно-воспитательной
работы определяется четкой организацией деятельности детей в период их
пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня,
координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.
Режим дня и сетка занятий логопеда и
воспитателя строится с учетом возрастных особенностей детей.
Пятилетние дети с нарушением речи не
могут полноценно овладеть учебным материалом на фронтальных занятиях со всей
группой. Сказываются отставания не только в развитие речи, но и внимания,
памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения
логопедических занятий делить группу на подгруппы с учетом уровня речевого
развития.
Логопедические занятия подразделяются на следующие виды:
-
формирование фонетической стороны
речи;
- формирование лексико-грамматических средств языка и
развитие связной речи.
Индивидуальные занятия проводятся,
учитывая особенности логопедической работы с детьми страдающими алалией,
дизартрией и др.
Основная задача индивидуальных занятий
заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает
в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию
произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие
фонематического восприятия.
Существенной
особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка
артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на подгрупповых
занятиях.
Для детей с нарушением речи характерны
двигательные расстройства. Их устранению содействует применение игр с речевым
материалом и движениями.
Воспитание звуковой культуры речи
Основной задачей в работе с детьми
старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и
правильному произношению всех звуков родного языка является дальнейшее
совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и
выразительной речи.
Дифференциация
пар звуков (с - з, с-ц, ш-ж, ч-щ, ц -
ч, л - р), т.е. различение свистящих, шипящих, сонорных, твердых и
мягких звуков в словах и предложениях.
Продолжать обучение вопросительной,
восклицательной и повествовательной интонации.
Формирование словаря
Обогащать словарь
детей существительными, обозначающими предметы из бытового окружения,
профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими
свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями,
обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими
настроение человека.
Упражнять детей в
подборе существительного к прилагательному (белый - снег, сахар), слов со сходным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).
Помогать детям активно, правильно, в точном
соответствии со смыслом употреблять слова.
Продолжать совершенствовать умение
согласовывать слова в предложениях: существительных с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные
с существительными (лягушка - зеленое
брюшко).
Знакомить с разными способами
образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель,
строитель).
Упражнять в образовании однокоренных
слов (медведь - медведица -медвежонок
- медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал -выбежал - прибежал).
Учить детей правильно употреблять
существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; прилагательные
и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и
косвенной речью.
Связная речь
Совершенствовать навыки ведения
подготовительного диалога (просьба, беседы, элементы драматизации).
Развивать умение связно,
последовательно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить составлять (по плану и образцу)
небольшие рассказы о предмете, по картинке, серии картинок.
Учить составлять рассказы по теме (с
придумыванием конца, начала рассказа).
Развитие фонематического восприятия
Учить выделять звук из слова, называть
выделенный звук; определять место звука.
Различать гласные и согласные звуки,
опираясь на особенности их произношения и звучания.
Учить условному обозначению гласных и
согласных звуков соответствующим цветом.
Формировать умение практически делить
слова на слоги.
Учить проводить звуковой анализ и
синтез трех- и четырехзвуковых слов с прямым слогом.
Выделять из предложений слова.
К концу пребывания в старшей группе дети умеют:
- употреблять сложные предложения разных видов;
пересказывая пользоваться прямой и косвенной речью;
- составлять по образцу самостоятельно рассказы -
описания, по сюжетной картинке, по набору картинок; последовательно без
существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
-
подбирать несколько прилагательных к
существительному; заменять слово другим со сходным значением;
-
выделять звук из слова, называть
выделенный звук; определять место звука;
-
относить звуки к гласным и согласным
на основе особенностей их произнесения и звучания;
- различать твердые и мягкие, звонкие и глухие
согласные;
- делить слова на слоги;
-
проводить звуковой анализ прямого и
обратного слога (an - па), односложных
слов типа «КОТ»;
- выделять из предложения слова.
У детей должна быть чистая спокойная
речь, желательно, чтобы они без искажения произносили звуки родного языка.