Логопедическая работа в старшей группе

08.10.2019

 

Логопедическая работа в старшей группе

Нарушения речи у детей своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Они определяют неподготовленность детей к обучению в школе.

Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познава­тельной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка.

Основными принципами коррекционного обучения являются:

-   учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития де­тей с нарушением речи;

-   комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с на­рушением речи;

-   дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их речи.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

1.  Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

2.  Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического воспри­ятия);

3.  Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синте­за;

4.  Развитие навыков связной речи.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чет­кой организацией деятельности детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом воз­растных особенностей детей.

Пятилетние дети с нарушением речи не могут полноценно овладеть учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются отставания не только в развитие речи, но и внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесо­образно для проведения логопедических занятий делить группу на подгруппы с учетом уровня речевого разви­тия.

Логопедические занятия подразделяются на следующие виды:

-   формирование фонетической стороны речи;

-   формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.

Индивидуальные занятия проводятся, учитывая особенности логопеди­ческой работы с детьми страдающими алалией, дизартрией и др.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначаль­ном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

Существенной особенностью индивидуальных занятий является предва­ряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на подгрупповых занятиях.

Для детей с нарушением речи характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует применение игр с речевым материалом и движе­ниями.

Воспитание звуковой культуры речи

Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слу­ха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи.

Дифференциация пар звуков (с - з, с-ц, ш-ж, ч-щ, ц - ч, л - р), т.е. различение свистящих, шипящих, сонорных, твердых и мягких звуков в сло­вах и предложениях.

Продолжать обучение вопросительной, восклицательной и повествова­тельной интонации.

Формирование словаря

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагатель­ными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их от­ношение к труду, характеризующими настроение человека.

Упражнять детей в подборе существительного к прилагательному (белый - снег, сахар), слов со сходным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).Хочу такой сайт

Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова.

Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложе­ниях: существительных с числительными (пять груш, трое ребят) и прила­гательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко).

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица -медвежонок - медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал -выбежал - прибежал).

Учить детей правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложнопод­чиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Совершенствовать навыки ведения подготовительного диалога (просьба, беседы, элементы драматизации).

Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить составлять (по плану и образцу) небольшие рассказы о предмете, по картинке, серии картинок.

Учить составлять рассказы по теме (с придумыванием конца, начала рас­сказа).

Развитие фонематического восприятия

Учить выделять звук из слова, называть выделенный звук; определять место звука.

Различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности их про­изношения и звучания.

Учить условному обозначению гласных и согласных звуков соответст­вующим цветом.

Формировать умение практически делить слова на слоги.

Учить проводить звуковой анализ и синтез трех- и четырехзвуковых слов с прямым слогом.

Выделять из предложений слова.

 

К концу пребывания в старшей группе дети умеют:

-     употреблять сложные предложения разных видов; пересказывая пользо­ваться прямой и косвенной речью;

-     составлять по образцу самостоятельно рассказы - описания, по сюжетной картинке, по набору картинок; последовательно без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

-     подбирать несколько прилагательных к существительному; заменять слово другим со сходным значением;

-     выделять звук из слова, называть выделенный звук; определять место зву­ка;

-     относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произ­несения и звучания;

-     различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

-     делить слова на слоги;

-     проводить звуковой анализ прямого и обратного слога (an - па), однослож­ных слов типа «КОТ»;

-     выделять из предложения слова.

 

У детей должна быть чистая спокойная речь, желательно, чтобы они без искажения произносили звуки родного языка.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».