Логопедическая работа в подготовительной группе
13.09.2019
Логопедическая
работа в подготовительной группе
Логопедическая работа в подготовительной группе направлена на
дальнейшее развитие речи, познавательной деятельности и активизацию
двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушениями речи не в состоянии полноценно
овладеть учебным материалом на занятиях со всей группой, поэтому логопед
объединяет детей в подгруппы с учётом уровня речевого развития не более 5-6
человек в каждой.
Задачи:
1.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
2.
Формирование правильного звукопроизношения (постановка,
автоматизация, дифференциация звуков, введение поставленных звуков в речь).
3.
Развитие речевого дыхания.
4.
Обогащение и уточнение словаря (синонимами, антонимами, точными
названиями качеств предметов). Упражнение в использовании в речи обобщающих
слов. Работа с многозначными словами разных частей речи. Развитие понимания
переносного значения слов.
5.
Совершенствование грамматического оформления речи.
Словосочетание с несклоняемыми существительными, образование слов обозначающих
профессии, детёнышей животных, предметы быта. Подбор родственных слов.
6.
Развитие связной речи. Умение задавать и отвечать на вопросы.
Логично, последовательно, точно, выразительно пересказать литературные
произведения. Упражнять детей в составлении рассказов по сюжетной картине, по
серии картинок. Составлять рассказы или сказку по плану, по теме, используя
средства художественной выразительности.
7.
Обучение грамоте. Обозначение звуков речи буквами. Схематическое
и символическое обозначение слогов и звуков. Закрепление умения устанавливать
последовательность звуков в словах, давать качественную характеристику звукам.
Делить предложения на слово (2-4 слова без предлогов), слова на слоги (открытый
слог). Уметь сосчитать количество предложений (3-5) в небольшом тексте.
Знакомство с азбукой (алфавитом).
8.
Развитие моторики: общей и мелкой.
9.
Развитие зрительного и пространственного восприятия
(ориентировка в книге, тетради, на листе бумаги).
10. Развитие
психологической базы речи.
Требования
к уровню подготовки воспитанников подготовительной к школе группы
К концу
года ребёнок может:
- Правильно
произносить все звуки речи.
- Дифференцировать
звуки на слух и в произношении (свистящие, шипящие, звонкие и глухие, твёрдые и
мягкие согласные).
- Чётко и
внятно произносить слова и фразы, менять силу и высоту голоса, темп и ритм
речи.
- Вычленять
в словах и фразах определённые звуки, слоги, ударение. Выкладывать схемы
предложений и слов.
- Владеть
чувством ритма и рифмы, интонационной выразительностью.
- Владеть
и активно использовать в речи бытовой, природоведческий, обществоведческий
словарь.
- Уметь
правильно употреблять в речи синонимы, антонимы, обобщающие слова.
- Понимать
переносный смысл пословиц, поговорок.
- Активно
использовать пословицы и поговорки в речи.
- Владеть
морфологической и синтаксической стороной речи, грамматическими нормами.
-
Уметь образовывать слова (обозначающие профессии, детёнышей животных,
предметы быта, прилагательные сравнительной и превосходной степени, глаголы с
приставками). Подобрать однокоренные слова. Знать некоторые нормы образования
форм слов.
- Уметь
задавать и отвечать на вопросы.
- Пользоваться
средствами речевой выразительности (жесты, мимика, интонация).
- Уметь
вести скоординированный диалог (между детьми, взрослыми и детьми).
-
Составлять рассказ - описание, рассказ по сюжетной картине и по
серии картинок. Составлять план рассказа по теме и из личного опыта. Составлять
коллективное письмо, текст рекламы, короткие сказки, небылицы, загадки.
-
Пересказывать литературное произведение, используя средства художественной
выразительности.
-
Замечать и исправлять грамматические ошибки в своей и чужой
речи.
Элементы грамоты
1. Обозначать
звуки речи буквами.
2. Знать
символическое и схематическое обозначение звуков.
3. Проводить
звуковой анализ слов.
4. Давать
качественную характеристику звукам.
5. Делить
на слова предложения (из 2-4 слов).
6. Делить
слова на слоги.
7.
Организовывать рабочее место, ориентироваться в книге, на
странице тетради, правильно сидеть при письме.