ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

09.10.2019

 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Когда синтез звуков по каким-то причинам

не происходит, ребенок задерживается

долго на побуквенном чтении,

испытывает муки слияния,

не умеет переходить от букв и

их названий к живой речи».

Д.Б. Эльконин

 

        Перед зачислением в школу ребенку необходимо усвоить определенные  знания, умения, навыки . Важное место при обучении дошкольников  занимает подготовка к усвоению грамоты, а именно чтения и письма.

Без проведения коррекционной работы детям с ОНР грозят нарушения письма( дисграфия) и чтения( дислексия).

Причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Поэтому в современных условиях  необходима  профилактика дислексии и дисграфии, так как между недоразвитием речи и данными нарушениями существует тесная взаимосвязь.

В  норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым. У детей с ОНР чтение бывает замедленным, побуквенным, угадывающим и, как следствие  не может обеспечить понимание прочитанного текста, в виду того, что дети с ОНР это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму.

 Письмо детей даже с ОНР изобилует большим количеством ошибок .

Задача профилактики дислексии и дисграфии  важна и необходима в наши дни, та как очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнен разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребенок с  ОНР, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Хочу такой сайт

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети  обучаются грамоте.

Обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове. Навык чтения формируется только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

Современный метод обучения грамоте является аналитико-синтетическим, то есть дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединять вместе соответствующие им звуки, малыш не овладевает чтением.

        Дети при расчленении слова на основные элементы, испытывают затруднения в выделении гласных звуков, а также затрудняются отделить гласные от согласных в слове.

        Этому способствует слоговая система артикуляции в русском языке, при которой, расчленяя слова на звуки, дети ориентируются не на слуховое восприятие, а на артикуляцию (Д.Б. Эльконин).

        Таким образом, при обучении, чтению и письму, начальным процессом является звуковой анализ устной речи, а именно мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

        Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, т.е. мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

        Прочитать слово по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

        Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.

        Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, имеют трудности звукового анализа и синтеза, которые могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

         В свою очередь звуко-слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка. Другими словами, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

        Осознание звуковой структуры слова необходимая предпосылка обучению грамоте. Однако многие дети с ОНР к моменту поступления в школу свободно выделяют в словах только первый звук. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков из слова.  При неразвитом фонематическом слухе такие ошибки вполне объяснимы, т.к. артикуляция гласных звуков, следующих за согласными, ослабляется, и они воспринимаются как призвук предшествующего им согласного.

        Таким образом, очевидно, что ведущей задачей учителя-логопеда  становится предупреждение нарушений письма и чтения. А реализуется эта задача на занятиях по совершенствованию навыков звукобуквенного анализа и синтеза, т.е. на занятиях по обучению грамоте.

        Кроме того, овладение навыками звукового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому в очень важно начинать обучение звуковому анализу и синтезу с первых же дней работы с детьми, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения буквы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».