ФГОС ДО
04.06.2019
Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС ДО)
для родителей!
1 сентября 2013 годавступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.
В соответствие с новым законом /п. 6 ч. 1 ст. 6/ устанавливаетсяфедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ФГОС ДО/. Введение Стандарта связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Предмет регулирования Стандарта- отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Стандарт представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования /ООП ДО/ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можноознакомиться на сайтеhttp://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
Стандарт написан для всех участников образовательного процесса /педагогов, воспитанников, их родителей /законных представителей/, общественности, социальных партнеров/.
Целью Стандарта является:
Повышение социального статуса дошкольного образования;
-
Обеспечение государством равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
-
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
-
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт выдвигаеттри группы требований:
1. К структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
2. К условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
3. К результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности должны стать : продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская и др. каждому виду детской деятельности будут соответствовать определенные формы работы с детьми. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная /партнерская/ деятельность взрослого и ребенка. Стандарт не допускает использования учебно-дисциплинарной модели образования в ДО.
На основе Стандарта и с учетом примерных программ дошкольного образования, в дошкольной организации разрабатываетсясвоя основная образовательная программа дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психических и физиологических особенностей.
Стандарт дошкольного образования не предусматривает проведения промежуточной и итоговой аттестации детей. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, представляющих собой личностные качества, которые должны выступить основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и обеспечить психологическую готовность ребенка к школе.
Целевые ориентиры
на этапе завершения дошкольного образования:
-
Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
-
Способность выбирать себе род занятий;
-
Уверенный в своих силах, способен к принятию собственных решений, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим;
-
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
-
Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
-
Обладает чувством собственного достоинства;
-
Обладает развитым воображением, любознателен;
-
Владеет разными видами и формами игры, умеет подчиняться правилам и социальным нормам;
-
Достаточно хорошо владеет устной речь, может выражать свои мысли, желания;
-
Может выделять звуки в словах, есть предпосылки грамотности;
-
Развита крупная и мелкая моторика;
-
Подвижен, владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими;
-
Способен к волевым усилиям;
-
Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
-
Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п..
Документ ориентирует навзаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
-
Информировать родителей /законных представителей/ и общественность относительно целей дошкольного образования;
-
Консультировать родителей /законных представителей/ по вопросам образования и охраны здоровья детей;
-
Обеспечить открытость дошкольного образования;
-
Создать условия для участия родителей /законных представителей/ в образовательной деятельности;
-
Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями /законными представителями/ детей вопросов, связанных с реализацией Программы