Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 531
(МАДОУ детский сад № 531)
Адрес: 620012, город Екатеринбург, ул. Кузнецова,12, тел. 307-35-00
сайт: http://531.tvoysadik.ru/, эл. адрес: madoy531@mail.ru
Принята
Педагогическим советом
Протокол № 1
«31» августа 2021г.
Утверждена
Заведующий
МАДОУ детский сад № 531
_____________ О.Н. Ошкина
Приказ № 53 от «31» августа 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РОБО»
для детей 2 -7 лет
срок реализации: 5 лет
Пояснительная записка.
Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально
активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты
с современным инженерно-техническим мышлением. Обоснованные этим
инновационные процессы в системе образования требуют новой организации
системы в целом. В связи с эти, особое значение придаётся дошкольному
образованию и воспитанию т.к. в дошкольный период закладываются все
фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Ребёнок – от природы, прирождённый исследователь, испытатель и
конструктор. Но эти задатки необходимо развивать. Особенно быстро они
реализуются и совершенствуются в конструировании и робототехнике.
Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и
творческое развитие дошкольников. Для её реализации целесообразно
использовать образовательные робототехнические конструкторы нового
поколения.
Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют у
детей интерес и любознательность, развивают способность к решению
проблемных ситуаций, умение исследовать проблему и анализировать
имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать её решение и
реализовывать, а так же расширять активный словарь детей (техническими
терминами и пр.). Дети, активно участвуют в исследовательской,
экспериментальной, поисково-познавательной деятельности, которая
перетекает в игровую и наоборот. В процессе такой деятельности
формируются необходимые способы действия, расширяется кругозор, навыки
общения.
Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование их
можно использовать по пяти областям ФГОС: развитие речевое,
познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и
физическое. Кроме этого, робототехника позволяют заложить на этапе
дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент
профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженерно –
технической направленности, остро востребованных сегодня.
Конструирование роботов способствует:
1. Развитию у детей фантазии и воображения.
2. Интеллектуальному развитию: памяти, внимания, мышления
(пространственного, логического, математического, ассоциативного).
3. Развитию мелкой моторики.
4. Сплочению детского коллектива, формированию навыков сотрудничества и
сотворчества (принятие совместных решений, задач, распределение ролей…).
5. Развитие речи (монологической, диалогической, словарного запаса…).
6. Развитию детского технического творчества
Основные принципы работы:
• доступность и наглядность
• последовательность и систематичность
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Оно позволяет ребёнку работать в удобном для него темпе, создавать новые
сюжеты и модели. Позволяет формировать способность воспринимать
внешние свойства предметного мира; формировать первичные представления
о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и
отношениях. Позволяет реализовывать самостоятельные творческие решения,
создавая новые конструкции и модели. Способствует развитию крупной и
мелкой моторики.
На основе выше изложенного, остро ощущается необходимость организации
работы по развитию технического творчества и первоначальных технических
навыков у детей дошкольного возраста, в рамках программы дополнительного
образования «РОБО».
Цели: Формирование у дошкольников творческо-конструктивных
способностей и познавательной активности посредством образовательных
конструкторов и робототехники; основных навыков робото конструирования.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса к робототехнике к последующим
занятиям по информатике и физике.
2. Формирование представлений о роботе, способах его конструирования.
3. Знакомство и освоение навыков элементарного программирования в
компьютерной среде TEHNOLAB и LEGO WEDO
4. Расширение кругозора об окружающем мире, развитие художественноэстетического вкуса
5. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи) и умственной деятельности в плане анализа, синтеза,
классификации, обобщения, сравнения.
6. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и пр.) посредством
формирования практических умений.
7. Развитие творческой активности и самостоятельности в принятии решений
в различных ситуациях.
8. Развитие регулятивной структуры деятельности (прогнозирование,
планирование, контроль, коррекция, оценка деятельности и результатов
действий в соответствии с поставленной целью).
9. Формирование мотивации успеха
10. Воспитание ответственности, культуры, дисциплины, коммуникативных
способностей
Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. С
учётом возрастных особенностей детей.
Состав групп: 5-7 чел. Формирование групп по желанию воспитанников с
согласия их родителей.
Возрастная категория: дети 5-7 лет.
Количество занятий; 1 раза в неделю, 4 занятий в месяц, 36 занятия в год (с
учётом новогодних праздников).
Продолжительность занятий – 25/30 минут
Обучение основывается на следующих принципах:
• Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка)
• Сотрудничества и сотворчества
• Доступности и наглядности
• Систематичности, последовательности, повторяемости, постепенности (от
простого - к сложному)
Обучение осуществляется по 4 этапам:
1. Подготовительный
2. Конструирование с использованием информационно-коммуникативных
технологий
3. Конструирование с использованием робототехники
4. Познавательно-исследовательская деятельность
Формы организации занятий:
1. Конструирование по образцу
2. Конструирование по модели
3. Конструирование по условиям
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
5. Конструирование по замыслу
6. Конструирование по теме
7. Каркасное конструирование
Методика организации занятий
При
организации 2й этап: Решение с
используется система детьми
проблемных
формирования
задач
на
развитие
творческого
воображения;
на
конструирования,
формирование
которая включает 3 обобщённых способов
этапа: 1й этап:
конструирования
Организация широкого (использование умения
самостоятельного
экспериментировать с
детского
новым материалом)
экспериментирования с
новым материалом
3й этап:
Организация
конструирования
по
собственному замыслу
Экспериментирование с
материалом вне каких –
либо задач – вначале с
деталями конструктора,
а затем с набором
блоков
разной
конфигурации,
составленных взрослым
из этих деталей
Достраивание блоковкаркасов
разной
конфигурации.
Создание
новых
образов
способами
«опредмечивания»
(создание
новых
целостностей на одной
основе)
или
«включения»
(использование
заданной основы в
качестве детали)
1. Рассказ-показ
1. Постановка задачи
2. Выполнение работы (что хотим изобрести?)
3. Просмотр работ 2. Уточнение задачи
(результатов),
(что должно «уметь»
обсуждение
наше изобретение?)
3. Решение задачи
4.
Изготовление
чертежа –
проекта
5.
Изготовление
опытного образца
6.
Испытание
опытного образца
7. Коррекция (при
необходимости
чертежа и образца)
8.
Испытание
скорректированного
опытного образца
Новизна тематики и
содержания
конструкции.
Поиск
разны
вариантов
решения.
Богатство
замыслов
и
оригинальность
способов
их
реализации.
Перспективно- тематическое планирование занятий для детей 5-6 лет
месяц
тема
форма организации обучения
сентябрь
Знакомство с образовательным
конструктором. Конструирование
по образцу
Конструирование по образцу.
Конструирование по образцу.
Конструирование по теме.
Конструирование по модели
март
март
март
Знакомство с
образовательным
конструктором
« Пчела»
«Бабочка»
«Стрекоза»
«Ветряная
мельница»
«Миксер»
«Велосипед»
«Автобус»
«Легковой
автомобиль»
«Гараж»
«Робот
исследователь»
«Самоходные
санки»
«Бульдозер»
«Кролик»
«Черепаха»
март
«Олень»
апрель
«Робот в виде
любого
реального
животного»
«Самолёт»
«Грузовик»
«Колёсный робот
специального
назначения»
«Четырёхногий
робот»
«Робот»
Диагностика
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
апрель
апрель
май
май
май
май
количество
занятий
1
1
1
1
1
Конструирование по условию
Конструирование по образцу
Конструирование по образцу
Конструирование по образцу
1
1
1
1
Конструирование каркасное.
Конструирование по замыслу
1
1
Конструирование по модели
1
Конструирование по модели
Конструирование по модели
Конструирование по наглядным
схемам
Конструирование по наглядным
схемам
Конструирование по модели
1
1
1
Конструирование по образцу
Конструирование по образцу
Конструирование по замыслу
1
1
1
Конструирование по замыслу
1
Конструирование по условию
1
24
1
1
Перспективно- тематическое планирование занятий для детей 6-7 лет
месяц
тема
сентябрь
сентябрь
«Фотоаппарат»
«Подводная
лодка»
«Робот»
«Самолёт»
«Робот
беспилотник»
«Пингвин»
«Лебедь»
«Белка.
Коала»»
«Робот в виде
любого
реального
животного»
«Танк»
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
окябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
«Гусеничный
робот
специального
назначения»
«Грузовик»
«Колёсный
робот
специального
назначения»
«Краб»
«Трицератопс»
«Брахиозавр»
«Четырёхногий
робот»
«Муравей»
«Шестиногий
робот»
«Механизмы.
Умный волчок»
«Механизмы.
Обезьянка
барабанщик»
«Механизмы.
Две птицы»
«Механизмы.
Счастливый
бычок»
«Механизмы.
Карусель»
форма организации
обучения
Конструирование по теме.
Конструирование по образцу
количество
занятий
1
1
Конструирование по условию
Конструирование по образцу
Конструирование по условию
1
1
1
Конструирование по модели
Конструирование по модели
Конструирование по модели
1
1
1
Конструирование по модели
1
Конструирование по
наглядным схемам
Конструирование по замыслу
1
Конструируем по наглядным
схемам
Конструируем по условию
1
Конструирование по образцу
Конструирование по образцу
Конструирование по образцу
Конструирование по замыслу
1
1
1
1
Конструирование по образцу
Конструирование по замыслу
1
1
Конструирование по образцу.
Знакомство с основами
программирования.
Конструируем по наглядным
схемам. Программирование.
1
Конструируем по наглядным
схемам. Программирование.
Конструируем по условию.
Программирование.
1
Конструируем по наглядным
схемам. Программирование.
1
1
1
1
1
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
май
«Животные.
Динозавр»
«Звери.
Голодный
алигатор»
«Звери.
Рычащий лев»
«Звери.
Летающая
птица»
«Футбол.
Нападающий»
«Футбол.
Вратарь»
«Футбол.
Весёлые
болельщики»
«Приключения.
Самолёт
истребитель»
«Приключения.
Лодка в бурном
море»
«Приключения
Большой побег»
Диагностика
Конструируем по наглядным
схемам Программирование.
Конструируем по наглядным
схемам. Программирование.
1
Конструируем по наглядным
схемам Программирование.
Конструируем по наглядным
схемам. Программирование.
1
Конструируем по наглядным
схемам. Программирование.
Конструируем по наглядным
схемам. Программирование.
Конструируем по наглядным
схемам. Программирование.
1
Конструируем по наглядным
схемам. Программирование.
1
Конструируем по наглядным
схемам .Программирование.
1
Конструируем по условию
.Программирование.
1
1
1
1
1
36
Предполагаемый результат:
1. Сформированы способность и готовность к созидательному творчеству,
конструкторские способности и элементарное логическое мышление.
2. Дети владеют основными приёмами умственной деятельности,
ориентируются на плоскости и в пространстве.
3. Способны создавать действующие модели (разного уровня сложности).
4. Имеют навыки работы в группе, в коллективе.
5. Используют в речи специальные термины
Ожидаемый результат после 1 года обучения (5-6 лет)
Дети должны знать
• Понятие робот и их виды
• Числа от 5 до 10
Дети должны уметь:
• Называть и конструировать плоские и объёмные модели (по образцу, по
условию, по модели, по схеме, по собственному замыслу)
• Конструировать колёсных роботов и роботов специального назначения.
Иметь навыки каркасного конструирования
• Сравнивать и классифицировать объекты по 1-2свойствам
• Определять число деталей в простейшей конструкции модели их взаимное
расположение
• Считать и сравнивать числа от1 до10
• Ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»
• Работать в группе
• Планировать этапы создания собственного робота
Ожидаемый результат после 2 года обучения (6-7 (8) лет)
Дети должны знать:
• Этапы работы над проектом при конструировании модели по замыслу
• Числа от 10 до 20
• Основы моделирующей деятельности и применять их
• Об элементарном программировании в компьютерной среде и применять
имеющиеся знания на практике
Дети должны уметь:
• Конструировать шагающих роботов и роботов различного назначения
• Сравнивать и классифицировать объекты по 2-3 свойствам
• Ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»
• Определять число деталей в простейшей конструкции модели их взаимное
расположение
• Выделять целое и части
• Придумывать свои конструкции роботов, создавать к ним схемы-рисунки,
планировать последовательность действий, воплощать задуманное и
получать запланированный результат
• Выявлять закономерности
• Создавать эргономичные модели
• Считать и сравнивать числа от 1 до 20
• Конструировать индивидуально, в подгруппах, в сотворчестве со взрослым
и коллективно (по образцу, по схеме, по условию, по схемам, по замыслу)
Мониторинг результативности включает:
1. Промежуточную диагностику (1 раз в квартал)
2. Итоговую диагностику (1 раз в конце учебного года)
3. Выставки моделей «Юные робототехники» (1 раз в месяц)
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ
С ДЕТЬМИ 5-7 лет.
Диагностика осуществляется по двум направлениям:
• Педагогическая ( на усвоение программного материала)
• Психологическая (на определение уровня развития необходимых
психических функций)
Педагогическая диагностика усвоения материала у детей 5-6 лет
№ п/п
Ф.И.,
возраст
ребёнка
Ознакомление
со свойствами
строительного
материала
Узнавание
деталей по
технологической карте
КонструироКонструирование по готовой вание по
графической
замыслу
модели
Воспроизведение
конструкции по
схематическому
изображению
Уровни усвоения материала
Низкий: дети могут правильно выбрать не более одной детали, практически
не могут их узнать без помощи педагога или других детей; ошибаются в
выборе деталей и их расположения относительно друг друга; могут
воспроизводить по схеме лишь отдельные фрагменты конструкции, используя
при этом все имеющиеся детали в т.ч. лишние ( только с помощью взрослого);
схематические зарисовки будущей конструкции не определённые; замысел не
устойчив, тема меняется в процессе работы с материалом. Создаваемые
конструкции нечётки по содержанию, объяснить их смысл и способ
построения дети не в состоянии.
Средний: дети узнают 2-3 детали правильно самостоятельно, остальные с
помощью педагога; пытаются читать схему «на глаз» , но допускают
неточности и ошибки, которые могут исправлять при словесной помощи
педагога, или в процессе практического наложения деталей на схему; заранее
определяют тему постройки; могут использовать схематический рисунок для
обозначения частей предмета и удержания смысла. Схему не детализируют и
не разбивают конструкцию – способ её построения находят путём
практической пробы.
Высокий: дети узнают 4-5 деталей, определяют их правильно без помощи
педагога; в размещение деталей относительно друг друга, действуют
самостоятельно и практически без ошибок; могут грамотно (самостоятельно )
«читать» схему «на глаз», правильно заменяя недостающую деталь;
воспроизводят конструкцию точно по схеме; самостоятельно разрабатывают
замысел в разных его звеньях, могут рассказать о способах сооружения модели
и её особенностях; при разработке замысла конструкции обычно используют
литературный образ.
У детей 6-7 лет №
п/п
Ф.И., возраст
ребёнка
Ознакомление
со свойствами
строительного
материала
Составление
схем предметов
с различных
позиций
Конструирование по
замыслу
Уровни усвоения материала
Низкий: дети не узнают детали по их изображениям на схемах-развёртках,
дополняют случайно выбранными фигурами, нуждаются в постоянной
помощи педагога; допускают ошибки в выборе и расположении деталей в
конструкции, не принимают условную пространственную позицию; при
изображении предмета путают «вид сверху» и «вид сбоку»; самостоятельно
придумывают тему конструирования, используют предварительную
схематическую зарисовку; осуществляют поиск конструктивного решения с
опорой на практические действия с материалом.
Средний: дети узнают на развёртках 2-3 детали и находят недостающую
фигуру развёртки; прибегают к помощи педагога; допускают ошибки, но
исправляют их самостоятельно; при самостоятельном выполнении заданий
при исправлении ошибок нуждаются в помощи взрослого; самостоятельно
находят тему конструирования, используют общую схему предмета; способы
конструктивных решений находят в результате практических поисков.
Высокий: дети узнают по схемам-развёрткам все детали и правильно
дополняют их недостающими элементами; воспроизводят конструкцию
правильно и без помощи со стороны, умеют занять разные позиции по
отношению к объекту изображения, самостоятельно создают развёрнутые
замыслы конструкций; используют в работе расчленённую схему предмета.
Диагностика сформированности психических процессов и функций.
Диагностика воображения: Методика «Придумай робота»
Ребёнку дают конструктор, не ограничивая в деталях. На выполнение задания
дают 15 минут. Далее оценивается качество конструкции по следующим
критериям:
• 10 баллов (очень высокий уровень) - ребёнок за отведённое время
сконструировал оригинального, необычного робота. Конструкция оказывает
большое впечатление на зрителя, в целом конструкция тщательно
проработана, наблюдается практическая значимость объекта. Она явно
свидетельствует о незаурядной фантазии, богатом воображении.
• 8-9 баллов (высокий уровень) - ребёнок сконструировал что-то
оригинальное, с фантазией, хотя модель робота не является совершенно новой.
Детали модели проработаны не плохо, наблюдается практическая значимость
объекта.
• 6-7 баллов (средний) - ребёнок сконструировал копию робота, но при этом
модель несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на
зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образ робота
проработаны средне, но при этом может наблюдаться практическая
значимость объекта.
• 4-5 баллов (низкий) - ребёнок сконструировал простую, неоригинальную
модель робота, при этом слабо просматривается фантазия и не очень хорошо
проработаны детали. Практическая значимость объекта не наблюдается.
• 3-0 баллов (очень низкий) - за отведённое время ребёнок так и не сумел
придумать оригинальную модель и сконструировал лишь примитивную
модель, используя минимальное количество деталей. Практическая
значимость объекта не наблюдается.
Методика «Придумай рассказ»
Ребёнку даётся задание придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо,
затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение 2 минут. Это
может быть не рассказ, а история или сказка. Основным элементом рассказа
(истории или сказки) является конструктор.
Оценка результатов.
Воображение результатов оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа
2 балла - ребёнок придумал рассказ за 30 секунд
1 балл - время придумывания рассказа от30 секунд до 1 минуты
0 баллов – ребёнок ничего не смог придумать за 1 минуту
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа
2 балла - если сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком,
необычен и оригинален
1 балл – если ребёнок привнёс в виденное или слышанное им что-то новое от
себя
0 баллов – ребёнок просто механически пересказывает то, что он когда-то
видел или слышал
3. Разнообразие образов используемых в рассказе
2 балла – имеются 4 и более персонажа (вещи, события), которые
характеризуются рассказчиком с разных сторон
1 балл – имеются 2-3 персонажа, которые характеризуются с разных сторон 0
баллов – если в нём с начала и до конца говориться об одном и том же, имеется
единственный персонаж с бедной характеристикой
4. Проработанность и детализация образов придуманных в рассказе
2 балла – если объекты в рассказе, характеризуются тремя и более признаками
1 балл – кроме названия, указываются один и два признака персонажей 0
баллов – если персонажи в рассказе просто называются ребёнком
5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе
2 балла – если и сам рассказ, и его передача рассказчиком достаточно
эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается
этими эмоциями 1 балл - если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а
слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ
0 баллов – если образы рассказчика не производят никакого впечатления на
слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого
рассказчика.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий уровень
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
Диагностика восприятия Методика «Чего не хватает на рисунке?»
Ребёнку предлагается серия картинок. На каждой из картинок не хватает
какой-то существенной детали. Ребёнок получает задание: как можно быстрее
определить и назвать отсутствующую деталь.
С помощь секундомера фиксируется время, затраченное ребёнком на
выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем
служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребёнка.
Оценка результатов:
10 баллов – ребёнок справляется с заданием за время меньше 25 секунд, назвав
при этом все 7 недостающих на картинках элементов
8-9 баллов – задание выполнено за 26-30 секунд
6-7 баллов – задание выполнено за 31-35 секунд
4-5 баллов - задание выполнено за 36-40 секунд
2-3 балла - задание выполнено за 41-45 секунд
0-1 балл - задание выполнено больше чем за 45 секунд
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий уровень
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл –очень низкий
Материально-техническое обеспечение:
1. наборы конструкторов «TEHNOLAB и LEGO WEDO »
2. Ноутбуки
3. Карты, опорные схемы
Интернет – ресурсы:
http://int-edu.ru
http://7robots.com/
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://robocraft.ru/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15 /
http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.robo-sport.ru/
http://www.railab.ru/
http://www.tetrixrobotics.com/
http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm
http://robotics.benedettelli.com/
http://www.battlebricks.com/
http://www.nxtprograms.com/projects.html
http://roboforum.ru/
http://www.robocup2010.org/index.php
http://myrobot.ru/index.php
http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true