Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа
создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с
тяжелыми нарушениями речи и поэтому обеспечивает равные возможности для
полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и
психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного
развития.
Цель Программы: построение системы
коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта для детей с тяжелыми
нарушениями речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех
специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.
Задачи:
· проектирование социальных ситуаций развития
ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих
позитивную социализацию, личностное развитие, развитие инициативы и творческих
способностей, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру,
познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
· развитие общих
способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных, в
процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их
коммуникации с взрослыми и другими детьми по мере реализации задач разных образовательных
областей: социально-коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое
развитие.
Программа содержит подробное описание
организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи во всех
пяти образовательных областях в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
В программе даны рекомендации по созданию и
оснащению развивающей предметно - пространственной среды в логопедическом
кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой, развивающая предметно
- пространственная среда в кабинете логопеда и в групповом помещении
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с
особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья,
учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная
среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает
реализацию программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В Программе приведены методические
рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны
условия сотрудничества с семьями воспитанников.
В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики. Также в комплект программы включены альбомы для проведения педагогической диагностики образовательного процесса во всех возрастных группах воспитателями, музыкальным руководителем. Всеми специалистами диагностика индивидуального развития детей проводится как в начале учебного года, так и по его окончании с целью определения динамики развития каждого ребенка.